Театр Олега Табакова

В 1978 году тусклая лампочка над входом в подвал элитного жилого дома по улице Чаплыгина начала освещать путь зрителей в аскетичное, казалось бы, нарочито антитеатральное пространство, на рубеже десятилетий найденное Олегом Табаковым и задуманное художником-сценографом Давидом Боровским. Отсыревшие за долгие годы стены помещения — приюта угольного мусора и всяческих нечистот, выскобленного и «одомашненного» воспитанниками мастерской Табакова в ГИТИСе и их педагогами, были выкрашены в черный цвет, а цементный пол устлан досками и покрыт той же краской. В крохотном зале разместился десяток рядов лавок со спинками, места на которых доставались редким счастливчикам, отстоявшим длинную очередь, прежде чем оказаться за дверями с маленькой табличкой «Студия молодых актеров».

Когда-то сюда, в этот дом, приезжал вождь пролетариата Владимир Ульянов-Ленин на встречу с писателем Максимом Горьким. По этому же случаю И. Добровейн исполнял «Аппассионату» Бетховена… Некогда доходный дом сыскал эпитет «легендарный» благодаря таким жильцам, как полярник Кренкель, математик Чаплыгин, нарком НКВД Ежов. Парадоксы времени (точнее, исторические перевертыши) заключаются в том, что в XXI веке историю здания определяет его «низ», а не «верх» — «Подвал», «Табакерка», Театр-студия под руководством О. Табакова.

В декабре 1986 года в министерском реестре государственных театров появилась еще одна запись об образовании очередного учреждения культуры — «Московского театра-студии п/р О. Табакова». С опозданием практически на десять лет. Срок не малый — достаточный, чтобы поколебать стойкое убеждение даже самой скептически настроенной московской публики в печальной предопределенности пути коллектива, который возглавляет актер, пусть даже с таким звучным именем, как Табаков. В эпоху расцвета режиссерского театра, предложив крайне «неноваторскую» программу культивирования актерского профессионализма, молодая команда тем не менее оказалась в авангарде театрального процесса.

Эта группа единомышленников зародилась во Дворце пионеров им. Н. Крупской, или Бауманском дворце пионеров, в переулке Стопани на Чистых прудах. К осени 1974 года Табаков, отсмотрев три с половиной тысячи четырнадцати- и пятнадцатилетних детей, пришедших с намерением поступать в детскую театральную студию, отобрал сорок девять. Занимались подростки по системе, близкой скорее театральным вузам, нежели драмкружку: актерское мастерство, сценическое движение, речь, этюды, наблюдения, семестры и отчисления. Педагоги А. Дрознин-старший, А. Леонтьев, В. Поглазов, К. Райкин, С. Сазонтьев, В. Федорченко, В. Фокин, работавшие со старшеклассниками, давали мощную энергетическую подпитку воспитанникам еще и в виде встреч с известными современниками: писателями, историками театра, актерами. Гостями студии были П. Марков, В. Шверубович, В. Катаев, В. Высоцкий и др.

Пройдет два года, и восемь наиболее талантливых учеников будут приглашены Олегом Табаковым на его первый актерский курс в ГИТИСе. Именно это поколение: Сергей Газаров, Василий Мищенко, Алексей Селиверстов, Елена Майорова, Александр Марин, Игорь Нефедов, Михаил Хомяков, Лариса Кузнецова, Виктор Никитин, Марина Овчинникова, Марина Шиманская, Алексей Якубов и Андрей Смоляков, который перейдет к Табакову из Щукинского училища на третьем курсе, — встанут у истоков «Табакерки». Обретя собственное пространство на улице Чаплыгина, они организуют его согласно своему видению: ввинтят лампочку над входом, напишут устав, по которому хотели бы жить. А 29 октября 1978 года сыграют спектакль по пьесе Алексея Казанцева «…И с весной я вернусь к тебе…», с которого начнется летопись профессиональной деятельности актеров Московского театра под руководством Олега Табакова. После будут «Прощай, Маугли!», «Две стрелы», «Страсти по Варваре», «Прищучил». Поиском созвучных тем и акцентов, свежестью интонаций начинающие актеры вызовут у зрителя ответную волну понимания и признания.

Успехи молодого коллектива не тронули только советскую власть. В 1980 году своим равнодушием она обрекла уже сформировавшуюся труппу на мучительное разрозненное скитание по московским театральным площадкам, не дав согласия на открытие нового театра, по сути, уже давно успешно существовавшего в творческом плане. Слишком много «не» пришлось услышать за семилетний период испытаний: не позволили перейти со студией в ЦАТСА, не разрешили открыть молодежный театр в Подольске, не поддержали идею строительства театра в Брянске.

В контрапункте с официальным отрицанием существовала необходимость, остро прочувствованная художественным руководителем на данном этапе. Пристроив выпускников первого курса в разные московские театры, Табаков набрал «вторую студию». В ГИТИСе. В 1981 году на заочном факультете появилась «гибридная» группа «очников-заочников», весной 1982-го распущенная, за исключением четырех человек (среди которых была Евдокия Германова). Благодаря вынужденному добору учениками Табакова вскоре стали Марина Зудина, Надежда Тимохина, Галина Чурилова, Сергей Беляев, Алексей Серебряков, Сергей Шкаликов, Александр Мохов и др. К педагогической деятельности подключились студийцы первого призыва: С. Газаров, А. Марин, А. Селиверстов, А. Смоляков. С возобновлением репетиций и спектаклей в родной подвал вернулись прежние ритмы. Афишу формировали названия прежних спектаклей: «История титулярного советника», «Прищучил», «Жак-Фаталист», «Две стрелы» и «Страсти по Варваре», а также студенческие премьеры: «Жаворонок», «Полоумный Журден». Тогда же специально для студии, всегда разговаривавшей с аудиторией о времени и себе живым языком, Александр Галин написал пьесу «Крыша».

Олег Табаков, пестуя уже второе поколение актеров и ориентируя его на непреходящий успех у публики, добился для студии государственной дотации. 1 марта 1987 года театр-студия был официально открыт спектаклем «Кресло» по повести Юрия Полякова «ЧП районного масштаба».

Исчезнувшее со временем из названия слово «студия» осталось на логотипе театра, представляющем собой вензель из пяти строк, придуманный главным художником театра Александром Боровским. По сей день оно определяет этическую направленность личности актера, служащего в театре. На протяжении многих лет труппа театра пополнялась за счет учеников Олега Табакова из Школы-студии МХАТ, ректором которой он стал в 1985 году. К «старожилам» «подвала» в 1990 году примкнули Роман Кузнеченко, Сергей Шенталинский, а также Владимир Машков и Евгений Миронов. Последние двое ворвались в московскую театральную и культурную жизнь стремительно и, как оказалось, навсегда. Спектакль «Матросская тишина» по пьесе Александра Галича, в котором были заняты оба молодых артиста, стал знаковым для российского театра 90-х — до сих пор видевшие его вспоминают о нем с замиранием сердца. В особенности памятен неповторимый образ Абрама Ильича Шварца, созданный молодым Владимиром Машковым. В 90-х Машков проявил себя и как яркий и самобытный режиссер, представив публике сначала «Страсти по Бумбарашу» (1993), а затем «Смертельный номер» (1994). И в том и другом спектаклях были заняты студенты Школы-студии МХАТ: Сергей Безруков, Виталий Егоров, Сергей Угрюмов, Дмитрий Бродецкий, по окончании вуза принятые в труппу и быстро ставшие незаменимыми и востребованными. С ними в театр пришли Марианна Шульц и француженка Камий Кайоль.

Следующие два выпуска Олега Табакова, 1998 и 2002 годов, также пополнили труппу: Денис Никифоров, Алексей Усольцев, Ольга Красько, Алена Лаптева, Яна Сексте и Александр Фисенко стали неотъемлемой частью маленького московского театра.

Но не только учениками Табакова пополняется труппа театра: с 1987 года и по сей день художественный руководитель приглашает работать не только опытных артистов, таких, как Алексей Золотницкий, Ольга Блок-Миримская, Александр Воробьев, Павел Ильин, Иван Шибанов, Евгений Миллер или Роза Хайруллина, но и совсем молодых, только что окончивших театральные вузы: Андрея Фомина, Вячеслава Чепурченко, Анну Чиповскую… Из года в год Табаков демонстрирует прекрасный дар обнаружения и раскрытия молодых дарований.

Существующая атмосфера полного доверия к партнеру по сцене располагает актеров и к освоению режиссерского ремесла. Со стороны художественного руководителя, который и сам выступает в роли режиссера-постановщика, такая потребность в самовыражении, как правило, не пресекается: Табаков дает возможность молодым коллегам попробовать себя в другой ипостаси. Спектакли в подвальном театре ставили уже упоминавшийся Владимир Машков, Александр Марин («Идиот», «Сублимация любви», «Песочный человек», «Аркадия») и Александр Мохов («Кукла для невесты», «Леди Макбет Мценского уезда»). Однако все серьезные достижения театра связаны с личностями режиссеров: Валерия Фокина (»Еще Ван Гог…»), Евгения Каменьковича («Затоваренная бочкотара», «Искусство», «Любовные письма»), Камы Гинкаса («Комната смеха»), Адольфа Шапиро («На дне», «Последние»), Андрея Житинкина («Псих», «Старый квартал», «Признания авантюриста Феликса Круля», «Идеальный муж»).

Начало XXI века для театра ознаменовалось назначением на должность штатного режиссера молодого литовца, ученика Петра Фоменко, Миндаугаса Карбаускиса, проработавшего с подвальном театре с 2001 по 2007 год. Спектакли, поставленные Карбаускисом, завоевали несколько престижных театральных премий и призов. По сей день идут и собирают аншлаги его «Рассказ о семи повешенных», «Рассказ о счастливой Москве», «Дядя Ваня», «Лицедей».

В настоящее время штатным режиссером театра является Михаил Станкевич, который поставил спектакли "Дьявол", "Жена" и "Двенадцатая ночь".

Театр Олега Табакова — один из самых активно гастролирующих российских театров. Спектакли выезжают на гастроли практически каждый месяц. Во время зарубежных гастролей театр посетил Италию, США, Японию, Германию, Францию, Венгрию, Канаду, Израиль, Чехию.
Материал взят с официального сайта Театра: http://www.tabakov.ru/